8 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Факультету летательных аппаратов — 60 лет! Полет нормальный

Новости

Торжества пройдут 20 декабря:
15:00 — экскурсия по факультету, сбор в фойе 3 корпуса (ул. Геодезическая, 10);
16:00 — торжественное собрание, посвященное юбилею (Центр культуры, ул. Блюхера, 32). Сбор гостей с 15:30, вход свободный.

Знаменитый и именитый авиаконструктор С. А. Чаплыгин стоял у истоков создания Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА). Основу кадрового состава СибНИА при его зарождении в сороковые годы составляли ведущие ученые и инженеры ЦАГИ.

В пятидесятые годы возникла острая потребность в инженерных кадрах для Новосибирского авиационного завода (НАЗ) и СибНИА. Что и привело к открытию в 1959 году в НЭТИ самолетостроительного факультета — ССФ (с 1988 года — факультет летательных аппаратов (ФЛА). Хотя, придерживаясь исторической точности, стоит отметить, что впервые набор на специальность «самолетостроение» состоялся в Новосибирском электротехническом институте еще в 1956 году, тогда студентов принимали на машиностроительный факультет.

Начался факультет с одной кафедры самолетостроения, ведущие ученые СибНИА организовывали учебный процесс. В настоящее время в состав ФЛА входят семь выпускающих кафедр, ведущих подготовку практически по всем направлениям, необходимым при разработке и создании авиационной техники:
  • СиВС — самолето- и вертолетостроения;
  • ПЛА — прочности летательных аппаратов;
  • АГД — аэрогидродинамики;
  • ТТФ — технической теплофизики;
  • ГДУ — газодинамических импульсных устройств;
  • АИУС — автономных информационных и управляющих систем;
  • ИПЭ — инженерных проблем экологии.
Сейчас факультет готовит специалистов практически по всем направлениям, необходимым при создании летательных аппаратов. НГТУ НЭТИ — один из ведущих вузов страны по Программе «Новые кадры ОПК», а ФЛА — один из ведущих в стране по масштабам целевой подготовки специалистов. За годы развития набор абитуриентов на факультет вырос в несколько раз и составляет около трехсот человек. На факультете учится около тысячи студентов, магистрантов, аспирантов, работает более ста преподавателей. За время существования ССФ — ФЛА подготовил около восьми тысяч специалистов. Выпускники факультета составляют основу инженерного потенциала НАЗ им. В. П. Чкалова, СибНИА им. С. А. Чаплыгина, ИТПМ СО РАН им. С. А. Христиановича, КБ ИЯФ СО РАН и многих других предприятий.

Формирование научных направлений ФЛА началось в конце 50-х и начале 60-х годов по инициативе ведущих ученых СибНИА В. Г. Сувернева, Л. М. Куршина, И. Г. Колкера, Р. Е. Лампера: усталостная прочность, динамика и статика элементов конструкций, ресурсные испытания. Одновременно на территории факультета под руководством Б.К. Смирнова создана лаборатория по усталостной прочности по инициативе Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова. В этой лаборатории были созданы две установки (вибростол и вибродорога) для группового испытания усталостной прочности авиационных образцов.

Со сдачей 5-го учебного корпуса НЭТИ факультет создал группу научно-образовательных лабораторий:

  • аэродинамики;
  • повторной статики;
  • технологии летательных аппаратов.

Открылась отраслевая научная лаборатория «ОНИЛ ПАК» по прочности авиационных конструкций. Она была обеспечена оборудованием (системы нагружения, силовой пол и потолок, источники энергии, система измерения и т.д. для выполнения отраслевых заданий по ресурсным испытаниям элементов и конструкций (начальник — декан ФЛА Б. К. Смирнов). Научным руководителем был заведующий кафедрой ПЛА и начальник научного отделения СибНИА Л. М. Куршин. В лаборатории были испытаны Як-50, Су-7Б, Ка-26, Су-26, специзделия, подвесные топливные баки.

В годы перестройки статзал НГТУ прекратил работу, но в последние годы, в основном благодаря усилиям начальника отдела динамической прочности авиационных конструкций СибНИА (по совместительству — профессора кафедры ПЛА) В.А. Бернса, работы возрождаются. Так, в 2017 году был испытан в рамках гособоронзаказа подвесной топливный бак, проводятся испытания элементов аэрогеофизических зондов, транспортируемых под вертолетом, образцов перспективных авиационных материалов.

СибНИА оказал неоценимую помощь факультету в постройке и оснащении аэродинамической трубы Т-503. Сейчас лаборатория промышленной аэродинамики НГТУ НЭТИ известна в России своими работами в области аэроупругости строительных конструкций. Практически все крупнейшие мосты в Сибири за последние 30 лет строились с учетом рекомендаций аэродинамиков НГТУ.

Осенью 2018 года на факультете летательных аппаратов создана лаборатория реставрации раритетных самолетов (ЛРРС). Заведующим ЛРРС назначен профессор кафедры ПЛА ФЛА, генеральный директор компании «Авиареставрация» Владимир Андреевич Бернс.

17 сентября в лабораторию доставлен для реставрации до летного состояния одноместный штурмовик Ил-2. Штурмовик был поднят со дна озера в Мурманской области. После реставрации штурмовик станет единственным в мире образцом самолета такого типа —  именно эта модель составила наибольшие летные потери в первые месяцы войны. На штурмовике летал один из самых результативных и успешных летчиков — командир 3-й эскадрильи 46 ШАП СФ капитан А.И. Каличев, упоминания о котором встречаются во многих книгах и исследованиях.

В СибНИА около 40% специалистов с высшим образованием — выпускники НГТУ НЭТИ. Основной поставщик кадров для СибНИА — ФЛА, но также много выпускников АВТФ, РЭФ, ФМА, ЭЭФ, МТФ.

Среди выпускников ССФ НЭТИ — ФЛА НГТУ НЭТИ — заместители директора СибНИА по научной работе, начальники отделений, ведущие специалисты.

В руководстве вуза выпускники ФЛА также отметились: ректор в 2005—2015 гг., а ныне президент НГТУ НЭТИ Н. В. Пустовой и первый проректор Г. И. Расторгуев не только окончили факультет, но и до сих пор являются его профессорами.


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх