14 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев: о престиже инженеров, будущем студентов и формировании элиты современного общества

Интервью



— Востребованы ли сегодня инженерные специальности, например, конструкторы?
— Сегодня конструкторы нужны как никогда. Малым и большим организациям нужны специалисты, владеющие современными системами проектирования, которые могут делать разработки и создавать новую продукцию. Не только танк, ракету, самолет или подводную лодку, но и автомобиль, стиральную машину и другую бытовую технику. Инженеров-разработчиков должно быть кратно больше. Поэтому я бы дополнительно поддерживал категорию специальностей, связанных с созданием нового. Это конструкторы электронных устройств, машиностроители, самолетостроители. Я окончил НЭТИ почти 40 лет назад, получил квалификацию конструктора-технолога. Для моих родителей было очень важно, чтобы я и мои братья получили высшее образование и стали инженерами. Статус инженера в те годы был более престижным, чем сегодня. Следует, однако, заметить, что сегодня инженерные специальности снова становятся востребованными. Наш вуз традиционно выпускает инженеров-механиков, самолетостроителей, энергетиков, конструкторов радиоэлектронной аппаратуры. Мы стараемся беречь опыт предшественников, не гонимся за новыми специальностями, за креативными модными названиями. Высшее образование — достаточно консервативная отрасль, ее основы должны быть стабильными в течение длительного времени. — Какие перспективы у выпускников НГТУ НЭТИ после получения диплома? Университет, в первую очередь, заинтересован во взаимодействии с промышленными предприятиями. Мы заинтересованы в том, чтобы уже во время обучения студенты привлекались к решению задач, актуальных для современных предприятий. Прежде всего, такую возможность дают практики. Для нас важно, чтобы студенты проходили практику на активно работающем и успешном производстве, там, где представлены современные технологии и оборудование. Предприятия формируют спрос на инженеров и мотивируют абитуриентов выбирать технические специальности. Важно, чтобы инженеры, которых мы готовим, пришли на предприятие, выпускающее высокотехнологичную продукцию. Поэтому мы, несомненно, заинтересованы в развитии предприятий — наших партнеров. Если на заводе им. Чкалова (Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова) нет долгосрочного стабильного заказа на новые самолеты, у студентов факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ не возникает освоение специальности. Если же завод длительное время успешен, формируется благоприятное для НГТУ НЭТИ общественное мнение, важное для привлечения необходимых нам абитуриентов. Выпускники школ и их родители понимают, что на предприятии есть спрос на инженерные кадры, там нужны конструкторы, технологи, информационщики, энергетики. Поэтому абитуриент, поступая в университет, должен знать, где он может найти интересную работу. И таких предприятий должны быть сотни.

Частично вопрос взаимодействия с предприятиями сегодня решается через систему целевого обучения. Речь идет о студентах, которые поступают вне конкурса и заключают контракт с университетом и тем предприятием, на котором они будут работать. Фактически это и есть система распределения, которая существовала в советское время.

— Планирует ли НГТУ НЭТИ увеличивать количество мест на бакалавриат и магистерские программы?

— Статус университета в настоящих условиях в значительной степени определяется количеством магистрантов, тем, сколько студентов приходит на магистерские программы и сколько государство выделяет для этого бюджетных мест. У нас примерно 1800 мест — это бакалавриат и около 900 — магистратура. Расширять бакалавриат мы не планируем, полагая, что это приведет к потере «качества» первокурсников. В последние годы многие выпускники школ ориентируются на среднее профессиональное обучение. Идет жесткая конкуренция за абитуриента между высшим и средним профессиональным образованием. Конечно, поступить в колледж проще, туда не нужно сдавать единый госэкзамен по профильной математике, информатике или физике, которые необходимы для большинства специальностей технического вуза.

В итоге те выпускники, которые потенциально могли бы претендовать на статус абитуриентов вуза, уходят в систему среднего специального образования. С каждым годом количество выпускников школ, которые выбирают физику, снижается. Это означает, что та «емкость», из которой мы черпаем наших абитуриентов, становится мельче. Часто семья поддерживает такой выбор ребенка. Родителям кажется, что тем самым они поддерживают ребенка, ведь освоить математику или информатику, действительно, непросто, нужно много трудиться. Мое глубокое убеждение, что самый тяжелый труд — это учеба в школе и университете. Но, с другой стороны, именно этот род занятий формирует важнейшие качества человека.

Решить проблему со снижением количества абитуриентов инженерных вузов мог бы, на мой взгляд, пересмотр системы ЕГЭ. Я бы ввел обязательные экзамены не только по русскому языку, но и по таким предметам, как физика, химия, математика (полноценная), информатика, иностранный язык, история. Я считаю, что это та основа, которая формирует культурного человека. Физика обеспечивает адекватные представления о природе вещей, иностранный язык дает возможность путешествовать и обмениваться опытом, информатика — это уже тоже один из современных языков, ну и человек, естественно, не может быть грамотным без знания родного языка. Я считаю, что школа должна готовить грамотного во всех отношениях человека.

Знаю, что это непопулярное решение, но при этом считаю, что государство должно заботиться о себе через качество «человеческого капитала». Государство обязано задавать высокую планку образования, должно формировать таким образом элиту общества, конкурентоспособную в современном жестком мире.

— Сегодня много говорят об отказе от Болонской системы и возврате к специалитету. Как вы считаете, какая система образования предпочтительнее для инженеров?

— В свое время я учился по пятилетней программе и считаю, что то образование, которое я получил, имеет ряд преимуществ по отношению к современной системе. В первую очередь — мотивация: если я доучился до 3—4 курса вуза, я всеми силами буду держаться за институт, например, НЭТИ, чтобы получить диплом о высшем образовании. Сейчас студент имеет диплом бакалавра уже после четвертого курса. Если он поступает в магистратуру, то знает, что диплом у него уже есть, он может начать работать и зарабатывать, а если он неплохой айтишник — хорошо зарабатывать, а может пойти на лекцию. Часто в погоне за сиюминутной выгодой ребята уходят из магистратуры.

— Как вы считаете, должны ли студенты в процессе обучения в университете получать, помимо фундаментальных знаний, практические навыки?

— Конечно. НГТУ НЭТИ традиционно сотрудничает с крупными компаниями, входящими в Роскосмос, Ростех, Росатом, сотрудничает с научными институтами страны и федеральными медицинскими центрами. Разработчики и инженеры НГТУ НЭТИ всегда откликаются на вызовы времени и занимаются разработками, направленными в том числе на импортонезависимость страны. В НГТУ НЭТИ ведутся разработки высокотехнологичного оборудования для нужд оборонной промышленности, нефтяной промышленности, персонализированной медицины, мегасайенс-установок, таких как проект «СКИФ», и так далее. Важно отметить, что во всех этих работах студенты принимают непосредственное участие под руководством опытных педагогов.

Для более тесного взаимодействия с бизнесом необходимо провести существенные изменения в самом университете. Сегодня мы ориентируемся на то, что каждый преподаватель, который у нас работает, должен внести свой вклад в науку — фундаментальную или прикладную. К сожалению, эта установка эффективно не работает. Успевать быть хорошим преподавателем и разработчиком может не каждый.

Рационально вернуться на 40–50 лет назад, когда при каждом крупном университете были научно-исследовательские секторы. Фактически речь идет о научно-исследовательских институтах при вузах, сотрудники которых либо вообще не участвуют в образовательном процессе, либо участвуют очень ограниченно. Мы хотим в значительной степени изменить существующую структуру, хотим, чтобы были сформированы конструкторские отделы при факультетах и кафедрах, межфакультетские инжиниринговые центры. Должны появиться и окрепнуть центры, профессионально занимающиеся трансфером разработок университета в промышленность.

В настоящее время происходит слияние интересов инженерных университетов и промышленности, но не в той мере, чтобы проявился мощный скачок. Изменения, которые необходимы для требуемых стране изменений, должны быть более значимыми. Нужно выполнять работ в три раза больше, причем быстро, не через десять лет, а через год—два.


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх