Преподаватель, которого студенты встретили аплодисментами
— Какие дисциплины Вы преподаете? Как давно работаете в НГТУ НЭТИ? — Научной работой в институте (НЭТИ) я начал заниматься на 4-м курсе. Я принимал участие в разработке измерителя коэффициента шума. Результатом этой разработки стал действующий макет и статья в соавторстве в центральной печати. По этой же тематике я написал и защитил на отлично дипломный проект.
Мне предложили остаться на кафедре в должности ассистента, так началась моя научная и педагогическая деятельность, которая продолжается вот уже почти 60 лет.
— Почему Вы выбрали именно научную деятельность своей основной работой? Почему решили преподавать в вузе?
— Первое время меня терзали сомнения: мое ли это место? Ведь до поступления в институт я успел уже несколько лет поработать на заводе. Но одно событие окончательно убедило меня, что работа преподавателем — это мое призвание. В ходе учебного процесса мне срочно нужно было уехать в командировку, а лекции вместо меня читал другой преподаватель. Когда я вернулся, студенты встретили меня долгими аплодисментами, и это было последним аргументом — остаюсь!
— Какие дисциплины Вы вели?
— За эти 60 лет приходилось вести занятия по многим дисциплинам на разных курсах, но основной всегда являлась «Схемотехника аналоговых электронных устройств (САЭУ)». Это современное название дисциплины, раньше она называлась «Усилительные устройства».
— Насколько сильно изменилась программа за время Вашей работы в вузе?
— За это время схемотехника устройств, а значит, и содержание курса претерпели значительные изменения. Во-первых, это связано с непрерывным обновлением элементной базы и, во-вторых, с широким применением средств вычислительной техники при проектировании этих устройств. Прогрессивные изменения учитываются как в лекционном курсе, так и в лабораторных и практических занятиях, то есть я всегда стараюсь держать руку на пульсе.
— Изменились ли студенты? Что особенно ново в их поведении?
— Конечно, за эти десятилетия изменились и студенты. Они стали более информированными, более раскованными, но и менее прилежными в учебе.
— Чем вы отвлекаетесь от работы?
— Мое хобби — спорт, который сопровождает меня всю мою жизнь. Я активно занимался волейболом, бадминтоном, футболом. Я много лет был капитаном волейбольной команды преподавателей и сотрудников университета, которая успешно выступала не только в городских соревнованиях, но и в Политехниаде вузов Урала и Сибири. Последние 15 лет я летом работаю инструктором по спорту в ЗСОК «Шарап» в Ордынском районе Новосибирской области. Выдаю спортинвентарь, провожу соревнования. Спорт не отпускает меня!
— Было ли в Вашей жизни событие, о котором никто не знает в вузе?
— Конечно, я ведь до поступления в вуз несколько лет проработал на заводе «Сибсельмаш» и на стройке (трест 43). На заводе мне было присвоено звание «Ударник коммунистического труда», было такое звание в 60-е годы. Первой моей стройкой был первый корпус НЭТИ, где я проработал опалубщиком почти год. Опалубщик – это тот человек, который изготавливает формы, удерживающие влажный бетон при возведении фундаментов. Затем меня перевели на строительство телецентра.
— Помните ли Вы, как получали звание «Ударник коммунистического труда? Как это происходило?
— После окончания школы я поступил в техническое училище №19, получил специальность — слесарь по ремонту промышленного оборудования 5-го разряда. После училища был распределен на завод «Сибсельмаш» в цех, который выполнял военные заказы.
Звание «Ударник коммунистического труда» присваивалось тем работникам, которые безупречно выполняли свои профессиональные обязанности, совмещали работу с учебой, занимались общественной работой. Я всем этим критериям соответствовал: с работой справлялся, учился на заочном факультете НЭТИ (НГТУ), выступал за сборную завода по волейболу.