Heppitaxy-land — 80 лет со дня рождения Сергея Стенина
1 сентября — день рождения Сергея Ивановича Стенина — блестящего ученого, талантливого организатора, основателя научной школы, выпускника НГТУ НЭТИ.
В сотрудничестве с Опытным заводом СО РАН специалисты института физики сделали на продажу порядка 40 установок молекулярно-лучевой эпитаксии. Это оборудование есть в НИИ и вузах Сибирского региона, Москвы, Беларуси и Болгарии.
За разработку трехкамерной установки молекулярно-лучевой эпитаксии коллектив ее создателей, включая С.И. Стенина (посмертно), в 1993 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники.
«Именно такую установку мы передали по контракту в 1988 году болгарскому Институту прикладной физики в городе Пловдив. А позже ИФП вместе с Опытным заводом СО РАН был главным производителем установок молекулярно-лучевой эпитаксии в России. Каждая из них занимала 36 квадратных метров, содержала огромное количество электроники. Это был один из крупнейших проектов в Сибирском отделении на тот момент», — констатирует Олег Пчеляков.
Научные интересы Сергея Ивановича Стенина лежали в области материаловедения: исследования дислокаций, дефектов в структурах, изучения процессов на поверхности полупроводников на атомарном уровне.
«Поиск дислокаций — одна из ключевых тем: ведь пленку растили все и надо понять, какие возникли дефекты, как от них избавиться — найти механизмы для этого. Именно Сергей Иванович начал использовать методы электронной микроскопии, направление развивал Александр Леонидович Асеев, позже в эту группу пришел и я», — говорит Александр Латышев.
Научная школа Сергея Стенина
Как объясняет директор ИФП СО РАН, в институт он попал, еще учась на третьем курсе Новосибирского государственного университета. Сергей Иванович увлек студента своим энтузиазмом, вдохновением, хотя понятие «эпитаксия» тогда было малоизвестно. А в 1980 году Сергей Иванович, увидев на конференции результаты работ японских ученых, продемонстрировавших изображения моноатомных ступеней на поверхности кремния, поставил задачу разработки метода сверхвысоковакуумной отражательной микроскопии в своей лаборатории. Александр Латышев первым зарегистрировал быстродвижущиеся при высокой температуре моноатомные ступени.
Научная школа Сергея Стенина включает множество известных в России и мире имен: председатель Сибирского отделения РАН с 2008 по 2017 год, третий директор института академик Александр Леонидович Асеев; директор ИФП СО РАН академик Александр Васильевич Латышев; заведующий отделом ИФП СО РАН, лауреат Государственной премии РФ, доктор наук Олег Петрович Пчеляков; главный научный сотрудник ИФП СО РАН, доктор наук Юрий Георгиевич Сидоров; ведущий научный сотрудник ИФП СО РАН, кандидат наук Александр Иванович Торопов; заведующий лабораторией ИФП СО РАН, кандидат наук Валерий Владимирович Преображенский — ученики Сергея Ивановича.
«На встречу со Стениным меня позвал Александр Леонидович Асеев, мне очень импонировала активная деятельность лаборатории Сергея Ивановича, и я как-то сразу к нему прикипел и перешел из лаборатории Александра Наумовича Александрова. Сергей Иванович был прекрасный педагог: одновременно в нем сочетались и жесткость, и мягкость — он умел найти подход к каждому. Например, его правки моих статей в первый момент расстраивали: ведь только что написанная статья как новорождённый ребёнок — чрезвычайно сложно принять критику. Но на самом деле комментарии, предложения Сергея Ивановича приносили огромную пользу, — в итоге получались очень хорошие работы», — делится Олег Пчеляков.
О таланте Сергея Стенина учить, воодушевлять собственным примером говорит и Александр Латышев: «Он умел увлечь, зажечь, сам глубоко понимал в проблеме, быстро схватывал и обязательно тебя выслушивал, погружался в задачу. Он был прирожденным учителем и тратил себя на эту деятельность легко, с удовольствием. В спорах вел себя не как большой босс, а на равных: выдвигал варианты, оспаривал, доказывал. Выглядел как мальчишка (теперь я это понимаю), защищая свою точку зрения, но при этом соглашался, если был неправ».
«Heppitaxy-land»
Коллеги и ученики Сергея Ивановича отмечают его блестящие организаторские способности, прекрасное чувство юмора.
«Он устраивал семинары в лаборатории: для одного из них был сделан плакат с интересным заголовком. Если к английскому слову «epitaxy» добавить букву «h», то по звучанию будет походить на «happy» — счастливый. Так вот, на семинаре висел большой плакат с заголовком «Heppitaxy-land» и нарисованы люди, устремляющиеся в установку молекулярно-лучевой эпитаксии!» — рассказывает Юрий Сидоров.
«Стенин был великий мудрый стратег, который предвидел все наперед и четко расставлял приоритеты. Если говорить в современной терминологии, то как топ-менеджер, научный организатор Сергей Иванович был великолепен: он все доводил до конца, при этом не довлел над подчиненными, а именно руководил — курировал», — подчёркивает Александр Латышев.
В фильме, посвященном памяти Сергея Ивановича Стенина, снятом по заказу ИФП СО РАН в 2008 году, Нобелевский лауреат, академик Жорес Иванович Алферов, вспоминая Стенина, говорит, что результаты в науке определяются не столько выбором направления исследования, сколько личностью того, кто ведет научную деятельность. Плоды работы Сергея Ивановича, достижения его учеников — идеальное доказательство этого тезиса.
Д. ф.-м. н. Сергей Стенин
Установка молекулярно-лучевой эпитаксии (Фотоархив СО РАН, фото Р. Ахмерова)
Установка МЛЭ, (фотоархив СО РАН, фото А. Полякова)
Здание ИФП СО РАН в 1970 году. (Фотоархив СО РАН)
Приказ об организции лааборатории С. И. Стенина