Образование как «социальный лифт»: проблемы инклюзии обсудили на международном форуме в НГТУ НЭТИ ведущие специалисты мира
В конце мая Ресурсный учебно-методический центр Новосибирского государственного технического университета НЭТИ провел Международный форум «Пространство равных возможностей в XXI веке». Профессора и специалисты из Германии, Италии, России, Франции, США и Узбекистана приехали в столицу Сибири, чтобы поговорить о современных проблемах инклюзивного образования и обменяться лучшими практиками в области профориентации и трудоустройства инвалидов. Почему инклюзивное образование важно не только для лиц с ограничениями по здоровью и как сегодня решают проблемы обучения особенных людей в мире, рассказали журналисту НГТУ НЭТИ ведущие специалисты в области инклюзии.
Профессор Университета Париж-8 Жак Саго: «Мы сделали первые шаги, чтобы создать площадку обсуждения и решения острых проблем в образовании инвалидов. Инклюзия — это то, что охватывает весь мир. Множество документов было подписано как на уровне ООН, так и между государствами о создании доступной системы образования для людей с ограничениями по здоровью на уровне школ, университетов и профессиональных сообществ. Вот уже 21 год как Россия вовлечена в процесс инклюзии и сейчас очень интересно смотреть, какой прогресс она совершила и как она идет вперед в этой сфере.
Если говорить о проблемных зонах, которые затрагивают в том числе и Россию, то надо работать со взрослыми инвалидами и лицами с ограничениями по здоровью. Важно понимать, что им нелегко в профессиональной сфере. Как они находят работу? Как они включаются в нее? И как они работают после на своих местах? Для нас это очень важно сегодня, и мы должны не упускать из внимания эти моменты».
О том, какие проблемы инклюзии сегодня есть в России, Жак Саго рассказал: «В России первая проблема связана с географией. Это огромная страна. И если практически нет проблем инклюзии в Москве, в Петербурге, в Новосибирске и в других крупных городах, то за пределами этих мест очень много трудностей в образования для людей с ограничениями по здоровью. Во-вторых, на мой взгляд, проблема касается издания законов. И для того, чтобы начать движение в этом направлении необходимо опираться на различные законы. Франция гораздо меньше по территории страна, но у нас целая батарея этих юридических прав и норм, поэтому проще работать».
По мнению специалиста университета Регенсбурга в Баварии Ангелы Эндарс, тема инклюзии в XXI веке более чем актуальна: «В эпоху глобализации, когда нет границ, происходит перемещение больших масс обучающихся, особенно важно понимать, как работают системы образования в инклюзии других стран и каким образом в отдельном государстве происходит решение вопросов в этой области».
Преподаватель из Баварии отметила, что в некоторых направлениях Россия продвинулась дальше в вопросах инклюзии, чем Германия. «Мы увидели абсолютно доступную среду: пандусы, лифты. В Германии это есть далеко не везде. Во многих федеральных землях, не только в Баварии, вспомогательные школы были закрыты. В России делается очень много, прилагаются серьезные усилия, чтобы сделать доступным образование для детей с различными проблемами здоровья».
По мнению директора Бийского филиала центра реабилитации слепых Всероссийского общества слепых Артема Астанина, «часто у поступающих в вузы недостаточно сформированы навыки, например, для слепых к таким относятся чтение и письмо по системе Брайля, а также умение ориентироваться и передвигаться самостоятельно». Он предположил, что это связано с дефицитом специалистов в школах, а также с тем, что мало времени выделяется на отработку нужных навыков.
«Я знаю, что часто абсолютно слепых и слабовидящих объединяют в группу. В итоге ребятишки с полным отсутствием зрения получают недостаточно знаний и навыков как по чтению-письму, так и по умению ориентироваться в пространстве. Конечно, все это затрудняет обучение после школы», — рассказал Артем Астанин.
«Сегодня вопрос инклюзии актуален для всех стран, — говорит преподаватель университета Регенсбурга Рудольф Фицлер. Инвалиды и люди с ОВЗ могут показывать невероятные результаты и создавать уникальные продукты, а мы должны им помочь реализовать свои способности. Проблему качества и доступа обучения невозможно решить идеально в отдельно взятой стране. Поэтому сейчас так важно знакомиться с опытом друг друга, системами инклюзивного образования, чтобы использовать достижения и находки уже в своей практике.
Главные проблемы, по мнению начальника департамента социальной политики мэрии Новосибирска Ольги Незамаевой, связаны с подготовкой преподавателей и учителей для инклюзивного образования. «Чтобы обучать детей с любыми формами инвалидности, нужно не только создавать доступную среду, но и профессионально готовить преподавателей. Сейчас в городе зародилась система тьюторства, и общественные организации активно этим занимаются, когда каждый ребенок с ОВЗ получает сопровождающего, который оказывает физическую помощь и поддерживает в процессе обучения».
Справка
Цель форума «Пространство равных возможностей в XXI веке» — обсуждение вопросов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, разработка и включение совместных мероприятий в региональные программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и дальнейшем трудоустройстве, а также обмен лучшими отечественными и зарубежными практиками в области профориентации, обучения, сопровождения и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ.