Игры по назначению, или Как сегодня готовят энергетиков (видео)
Новости
В эпоху цифровизации активно растет доля информационных технологий во всех областях экономики. И энергетика — не исключение. Проникновение IT в энергоотрасль требует новых знаний и компетенций специалистов. Как меняются подходы к обучению в Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ, сайту СГК рассказал доцент кафедры автоматизированных электроэнергетических систем ФЭН.
Существует мнение, что игра — это про развлечение и досуг. Доцент кафедры АЭЭС Денис Армеев разрушает этот стереотип. По мнению ученого, игры — это современный и уникальный инструмент для обучения всевозможным навыкам.
Виртуальный класс для электромонтажа
Под руководством Дениса Армеева трое студентов НГТУ НЭТИ создали виртуальный технологический тренажер для обучения «Электромонтажник». Над проектом работали полтора года.
«Сегодня наблюдается дефицит практической ориентированности при подготовке инженеров. Решить эту проблему во многом позволяют игровые технологии, которые можно применять в образовании, — поясняет Д. Армеев. — Есть такое утверждение «game is purpose»: игра — это цель. Студентам нравится такой подход, когда с ними говорят на их языке. Игры, в отличие от стандартных методик и техник образования, позволяют не только увидеть, но и поучаствовать в каком-либо процессе».
Учебный тренажер знакомит студентов и школьников с основными элементами электроснабжения объектов, позволяет выполнить виртуальный монтаж выбранного оборудования, а затем проверить работоспособность системы электроснабжения.
Как отмечает Денис Армеев, чтобы сделать учебный тренажер, фактически необходимы три специальности. Помимо знаний в области компьютерного моделирования и программирования нужно быть специалистом в области энергетики. Кроме того, разработать все методически верно.
Сама по себе игра — это вид непродуктивной деятельности, не нацеленной на результат. В ней самое главное — процесс. Обучающая игра дает возможность получить новые знания и информацию. Тренажер «Электромонтажник» используют на занятиях, а также в энергоклассе НГТУ НЭТИ для подготовки школьников. Еще один проект студентов факультета энергетики — тоже тренажер, но уже для обучения персонала Новосибирской ГЭС (видео). Он практически полностью имитирует станцию и позволяет виртуально выполнить, например, пуск и остановку гидроагрегата.
«Игры с назначением, на мой взгляд, очень перспективное направление в образовании, — поясняет Денис Армеев. — Согласитесь, мы не можем в лабораторию поставить трансформаторы или турбогенераторы. Да, существующие микромодели дают некое общее представление об устройствах. А вот на таких виртуальных моделях можно подготовить специалиста, который, зайдя на производство, уже будет понимать, какое оборудование перед ним, как оно работает и где находится. В перспективе мы хотим создать конструктор теплоэлектроцентрали».
Игры не могут стать полной заменой стандартного обучения, но они являются очень эффективным дополнением к нему. Сегодня виртуальные модели уже используются в отработке техники безопасности на различных производствах, для тренировки отдельных навыков (например, при работе со сложным оборудованием). Возможно, вскоре игровые технологии будут использоваться на всех этапах обучения.
Существует мнение, что игра — это про развлечение и досуг. Доцент кафедры АЭЭС Денис Армеев разрушает этот стереотип. По мнению ученого, игры — это современный и уникальный инструмент для обучения всевозможным навыкам.
Виртуальный класс для электромонтажа
Под руководством Дениса Армеева трое студентов НГТУ НЭТИ создали виртуальный технологический тренажер для обучения «Электромонтажник». Над проектом работали полтора года.
«Сегодня наблюдается дефицит практической ориентированности при подготовке инженеров. Решить эту проблему во многом позволяют игровые технологии, которые можно применять в образовании, — поясняет Д. Армеев. — Есть такое утверждение «game is purpose»: игра — это цель. Студентам нравится такой подход, когда с ними говорят на их языке. Игры, в отличие от стандартных методик и техник образования, позволяют не только увидеть, но и поучаствовать в каком-либо процессе».
Учебный тренажер знакомит студентов и школьников с основными элементами электроснабжения объектов, позволяет выполнить виртуальный монтаж выбранного оборудования, а затем проверить работоспособность системы электроснабжения.
Как отмечает Денис Армеев, чтобы сделать учебный тренажер, фактически необходимы три специальности. Помимо знаний в области компьютерного моделирования и программирования нужно быть специалистом в области энергетики. Кроме того, разработать все методически верно.
Сама по себе игра — это вид непродуктивной деятельности, не нацеленной на результат. В ней самое главное — процесс. Обучающая игра дает возможность получить новые знания и информацию. Тренажер «Электромонтажник» используют на занятиях, а также в энергоклассе НГТУ НЭТИ для подготовки школьников. Еще один проект студентов факультета энергетики — тоже тренажер, но уже для обучения персонала Новосибирской ГЭС (видео). Он практически полностью имитирует станцию и позволяет виртуально выполнить, например, пуск и остановку гидроагрегата.
«Игры с назначением, на мой взгляд, очень перспективное направление в образовании, — поясняет Денис Армеев. — Согласитесь, мы не можем в лабораторию поставить трансформаторы или турбогенераторы. Да, существующие микромодели дают некое общее представление об устройствах. А вот на таких виртуальных моделях можно подготовить специалиста, который, зайдя на производство, уже будет понимать, какое оборудование перед ним, как оно работает и где находится. В перспективе мы хотим создать конструктор теплоэлектроцентрали».
Игры не могут стать полной заменой стандартного обучения, но они являются очень эффективным дополнением к нему. Сегодня виртуальные модели уже используются в отработке техники безопасности на различных производствах, для тренировки отдельных навыков (например, при работе со сложным оборудованием). Возможно, вскоре игровые технологии будут использоваться на всех этапах обучения.