В НГТУ НЭТИ разработали беспилотник, которому нет аналогов
Новости
Специалисты Новосибирского государственного технического университета НЭТИ — сотрудники студенческого конструкторского бюро факультета летательных аппаратов представили беспилотный летательный аппарат, способный поднимать грузы до 100 килограммов.
Беспилотник «Сарма» предназначен для работы в трех сферах: сельском хозяйстве, перевозке грузов на большие расстояния и мониторинге протяженных объектов: границ, трубопроводов, береговой линии и т. д. Грузоподъемность судна — до 100 килограммов, однако есть техническая возможность спроектировать летательный аппарат большей грузоподъемности — по технологиям, которые разработаны в НГТУ НЭТИ. «По совокупности характеристик подобных аппаратов для гражданского применения в России не существует, в этом наша абсолютная новизна», — отметил профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов вуза Илья Зверков.
Основное преимущество воздушного судна — высокая энергоэффективность. Для реализации требуется крыло с большим удлинением, однако необходимо исключить опасность попадания крыла в режим штопора. В решении этой непростой задачи были использованы наработки Института теоретической и прикладной механики СО РАН.
В итоге у разработанного беспилотника волнистый профиль крыла — это конструкционное свойство повышает безопасность эксплуатации воздушного судна и улучшает его взлетно-посадочные характеристики. Инновационная форма крыла потребовала новых технологических решений, эту задачу решали студенты и преподаватели НГТУ НЭТИ. Суть технологической новизны в том, что по аналогии с живыми организмами (птицами) летательный аппарат имеет жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает менее прочная, но более податливая обшивка из пластика. Силовой каркас для различных модификаций аппарата остается практически неизменным, а пластиковый обвес можно менять в зависимости от задач заказчика. Инженеры сосредоточили внимание на том, чтобы материалы, применяемые в конструкции, были дешевы, доступны и пригодны для вторичной переработки. Разработанные технологии позволят строить и более тяжелые БПЛА с полезной нагрузкой до 500 кг.
Другая важная особенность беспилотника — гибридная силовая установка, которая также будет изготовлена в НГТУ НЭТИ. Двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, а во время основной части полета работает только маломощный ДВС. Таким образом, в целом не повышая веса силовой установки, удается увеличить ее экономичность и надежность.
«Ключевые компетенции в создании «Сармы» собраны на базе НГТУ НЭТИ. Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения, мотор-генератором — кафедра электромеханики, блоком силовой электроники — кафедра электроники и электромеханики, а автопилотом — кафедра электропривода и автоматизации. Всех специалистов удалось объединить в рамках программы «Приоритет 2030». НГТУ НЭТИ оправданно имеет амбиции стать ключевым субъектом в создании научно-производственного центра БПЛА в Новосибирской области», — отметил проректор по научной работе Артур Отто.
«Большая грузоподъемность, форма крыла, гибридная силовая установка — это то, что делает нашу разработку воздушным судном, аналогов которому нет не только в России, но и за рубежом», — добавил Илья Зверков.
Сегодня беспилотные летательные аппараты активно применяются в самых разных отраслях. В ближайшей перспективе Новосибирский государственный технический университет НЭТИ станет одной из площадок научно-производственного центра беспилотников в НСО. В центре будут заниматься проектированием БПЛА со стопроцентной локализацией отечественных разработок в составе комплектующих. Для решения этой задачи в НГТУ НЭТИ есть коллективы специалистов по самолетостроению, силовой электронике, электромеханике, IT, радиоэлектронике, а также наработки в области создания электродвигателей для БПЛА и отечественного ПО.
Основное преимущество воздушного судна — высокая энергоэффективность. Для реализации требуется крыло с большим удлинением, однако необходимо исключить опасность попадания крыла в режим штопора. В решении этой непростой задачи были использованы наработки Института теоретической и прикладной механики СО РАН.
В итоге у разработанного беспилотника волнистый профиль крыла — это конструкционное свойство повышает безопасность эксплуатации воздушного судна и улучшает его взлетно-посадочные характеристики. Инновационная форма крыла потребовала новых технологических решений, эту задачу решали студенты и преподаватели НГТУ НЭТИ. Суть технологической новизны в том, что по аналогии с живыми организмами (птицами) летательный аппарат имеет жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает менее прочная, но более податливая обшивка из пластика. Силовой каркас для различных модификаций аппарата остается практически неизменным, а пластиковый обвес можно менять в зависимости от задач заказчика. Инженеры сосредоточили внимание на том, чтобы материалы, применяемые в конструкции, были дешевы, доступны и пригодны для вторичной переработки. Разработанные технологии позволят строить и более тяжелые БПЛА с полезной нагрузкой до 500 кг.
Другая важная особенность беспилотника — гибридная силовая установка, которая также будет изготовлена в НГТУ НЭТИ. Двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, а во время основной части полета работает только маломощный ДВС. Таким образом, в целом не повышая веса силовой установки, удается увеличить ее экономичность и надежность.
«Ключевые компетенции в создании «Сармы» собраны на базе НГТУ НЭТИ. Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения, мотор-генератором — кафедра электромеханики, блоком силовой электроники — кафедра электроники и электромеханики, а автопилотом — кафедра электропривода и автоматизации. Всех специалистов удалось объединить в рамках программы «Приоритет 2030». НГТУ НЭТИ оправданно имеет амбиции стать ключевым субъектом в создании научно-производственного центра БПЛА в Новосибирской области», — отметил проректор по научной работе Артур Отто.
«Большая грузоподъемность, форма крыла, гибридная силовая установка — это то, что делает нашу разработку воздушным судном, аналогов которому нет не только в России, но и за рубежом», — добавил Илья Зверков.
Сегодня беспилотные летательные аппараты активно применяются в самых разных отраслях. В ближайшей перспективе Новосибирский государственный технический университет НЭТИ станет одной из площадок научно-производственного центра беспилотников в НСО. В центре будут заниматься проектированием БПЛА со стопроцентной локализацией отечественных разработок в составе комплектующих. Для решения этой задачи в НГТУ НЭТИ есть коллективы специалистов по самолетостроению, силовой электронике, электромеханике, IT, радиоэлектронике, а также наработки в области создания электродвигателей для БПЛА и отечественного ПО.